Wednesday, August 20, 2014

С юмором о грустном...

Вчера случайно попала на удивительный фильм. Давно не получала такого эстетического удовольствия! Фильм режиссера Spike Jonze (возможно, известный вам по таким неординарным, остоумным и нескучным фильмам, как Being John Malkovich, Adaptation, Where the Wild Things Are). Сразу предупреждаю, фильм не развлекательный (!) и не для детей (rated R).
Цитата из Лермонтова— "Всё это было бы смешно, // Когда бы не было так грустно " — как нельзя лучше характеризует этот фильм. Читайте дальше, следуя "Read more"...


Нам представлена история писателя из будущего по имени Theodore. В этом будущем люди уже не могут сами выражать свои чувства (объясняться в любви, благодарить за подарок, поздравлять с днем рождения и т.д.) и им нужны такие писатели, как Theodore, которые писали бы за них трогательные и нежные личные письма. Но и сам Theodore в некоторой степени not in touch with his feelings: из 120 минут фильма мы узнаем о его провалах (по меньшей мере о 3) построить настоящие (meaningful) отношения с реальными женщинами. С кем у него получается стать счастливым, так это с Samantha, операционной системой, обладающей искусственным интеллектом.

Фильм признан одним из лучших романтических фильмов 2013 года. И мне хочется присоединиться к многочисленным похвалам и режиссеру, который также является и сценаристом фильма, и Joaquin Phoenix за его блестящую, трогающую игру, и Scarlett Johansson, которая, ни разу не появившись на экране, смогла создать образ умной женщины, временами грустной, временами обольстительной; временами уязвимой, ранимой влюбленной девушки, а временами тонкого и опытного манипулятора. (Интересно, а за голос можно Оскара получить?) Хочется отметить и диалоги героев. Некоторые из них останутся в памяти навсегда:

"The past is just a story we tell ourselves." — "Прошлое — это всего лишь истории, которые мы рассказываем себе."

"— So what was it like being married? // — Well, it's hard, for sure. But there's something that feels so good about sharing your life with somebody" — "Так каково это было быть женатым? // —"Ну, тяжело, это точно. Но от того, что ты разделяешь свою жизнь еще с кем-то, становится хорошо на душе."

Но сам посыл фильма меня очень насторожил: нас побуждают сочувствовать и симпатизировать герою, который, на мой взгляд, просто pathetic (жалкий), не говоря о том, что хотя он весь такой милый, грустный, с израненной душой, тоскующий по любви, тем не менее этот человек эгоцентричен и не способен на true intimacy (настоящую близость), а потому он разобьет сердце любой женщине, решившей связать свою жизнь с ним.

Но, возможно, я ошибаюсь в своей оценке героя. В любом случае, фильм был для меня необыкновенно интересен. Во-первых, он в какой-то мере объясняет людей, бегущих от реальности и предпочитающих жить иллюзиями, созданными образами. А во-вторых, можно сказать, что этот фильм философичен, т.к. поднимает вопрос о том, What is real? Если ты чувствуешь любовь внутри себя, реальна ли она, даже если предмет твоей любви — именно предмет, а не живой человек? Можно ли любить образ? Жена главного героя как-то сказала ему, что он бежит от реальных чувств, но разве чувства, которые он испытывал по отношению к Samantha — восхищение, радость, сомнения, боль, — не были реальны?

Что такое реальность? Достаточно ли мнения одного человека, чтобы провозгласить то или иное явление реальным? Или необходимо согласие других?

Ax, да и, конечно, самое очевидное: этот фильм о роли технологий в современном мире: делают ли они нас более одинокими?

Это не трейлер, а корометражка о любви в современном мире с отрывками из фильма. 
                                

No comments:

Post a Comment